Logo
Миллениум Авто
Официальный сервис
Модели
Покупка
Сервис
О компании
ŠKODA FAMILY
Меню
Logo
Миллениум Авто
Официальный сервис
Модели
Покупка
Сервис
О компании
ŠKODA FAMILY

ТРИУМФ В ДУРДАНЕ: ŠKODA ОТМЕЧАЕТ 115 ЛЕТ C ПОБЕДЫ LAURIN & KLEMENT В ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПО МОТОГОНКАМ

Мотоциклетная эра бренда Laurin & Klement, родоначальника ŠKODA AUTO, достигла своего пика в 1905 году благодаря впечатляющему успеху в неофициальном чемпионате мира
Вацлав Вондрич (Václav Vondřich) одержал победу на мотоцикле L&K CCR в гонке под Парижем, которая состояла из пяти 54-километровых кругов, а его напарник по команде Франтишек Томан (František Toman) занял второе место, оформив для Laurin & Klement победный «дубль»
Компания из Млада-Болеслава участвует в гонках с 1901 года
25 июня 1905 года Вацлав Вондрич на мотоцикле Laurin & Klement выиграл неофициальный чемпионат мира по мотогонкам Международной федерации мотоциклетных клубов FICM (Fédération Internationale des Clubs Motocyclistes), предшественницы современной FIM (Fédération Internationale de Motocyclisme). Эта победа стала одной из самых важных вех для бренда, который был основан в 1895 году и позже получил привычное наименование ŠKODA AUTO. В то же время началась новая эра для компании из Млада-Болеслава: был выпущен первый автомобиль Laurin & Klement.
Уже в 1901 году Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент осознали важность гонок для демонстрации продукции своей новой и быстро растущей компании всему миру. Так, в июне того года мотогонщик Нарцис Подседничек (Narcis Podsedníček), который был опытным механиком и работал в мастерской L&K, финишировал первым в 1 196-километровой гонке из Парижа в Берлин. Более того: он оказался настолько быстрым, что пересек финиш до того, как на него прибыл официальный хронометражист – и вместо того, чтобы получить кубок, заработал дисквалификацию.
Мотоциклы Laurin & Klement очень быстро стали фаворитами в популярных кольцевых и горных гонках тех лет и одержали многочисленные победы как в стране, так и за ее пределами. Они отличались мощностью, скоростью и – что было еще важнее, – исключительной надежностью. Например, в 1903 году все, кроме одного мотоцикла L&K, финишировали в 87 заездах 34 гонок, одержав в общей сложности 32 победы.
Однако главным достижением в этой впечатляющей череде успехов стал неофициальный чемпионат мира под эгидой Международной федерации мотоциклетных клубов, который прошел 25 июня 1905 года в небольшом городе Дурдан, расположенном в 50 км к юго-западу от Парижа. Для главной мотогонки сезона организаторы разметили 54-километровую кольцевую трассу, которую участникам было необходимо проехать пять раз. Она включала и так называемые сектора «нейтрализации»: участки, на которых водителям необходимо было заглушить двигатели и толкать мотоциклы в надежде, что после этого они заведутся снова.
В 1905 году в чемпионате участвовали наиболее сильные национальные команды. Чтобы представлять Австро-Венгрию на мировом уровне, гонщикам Франтишеку Томану и Вацлаву Вондричу необходимо было победить в квалификационных заездах в Пацове (Чехия) на мотоциклах Laurin & Klement. Третьим в их группе был Эдуард Никодем (Eduard Nikodém) на Puch. Великобританию представляли гонщики на Ariel, Matchless и JAP, Францию – Griffon и Peugeot, а Германия отправила на чемпионат три мотоцикла Progress. Жесткий регламент гонки требовал, чтобы не только основные компоненты мотоциклов, но и шины для них были произведены в соответствующей участникам стране. В то время шины служили совсем недолго, а чинили их непосредственно сами гонщики.
Команда Laurin & Klement прибыла на гонку отлично подготовленной. Годом ранее её гонщики прошли испытания на усыпанном гвоздями треке, тем самым специально увеличив вероятность проколов. Именно поэтому Вондрич начал гонку с тяжелой кожаной сумкой на спине, в которой находились все необходимые инструменты и запасные части. За это зрители прозвали чешского гонщика «Странствующим кузнецом» (The Travelling Blacksmith). Несмотря на выросшую массу и высокий центр тяжести, Вордрич на двухцилиндровом L&K CCR быстро догнал победителя прошлой гонки Леона Деместера (Leon Demeester), который и в этом году шел первым. На четвертом круге, после 246 км гонки, уроженец чешской Либени, ныне одного из районов Праги, наконец захватил лидерство. Его результат составил 3 часа 13 минут и 17 секунд – он на 8 минут опередил француза, который уже после финиша был дисквалифицирован за запрещенную регламентом замену колеса. В результате на вторую ступень пьедестала поднялся Франтишек Томан, который принес Laurin & Klement победный «дубль». Всего трое из двенадцати участников той гонки смогли преодолеть дистанцию целиком. А феноменальный успех L&K даже вдохновил известного чешского композитора и дирижера Франтишека Кмоха (František Kmoch) написать двухдольный круговой танец «На моторе» (“Na motoru”).
Благодаря триумфу в Дурдане молодой бренд укрепил свою репутацию по всему миру, и производство мотоциклов L&K успешно продолжалось еще несколько лет. Одновременно с этим стала зарождаться и эра автомобилей для компании из Млада-Болеслава. Она началась 29 октября 1905 года с выпуска модели Voiturette A от Laurin & Klement, над которой Вацлав Лаурин и его команда инженеров трудились четыре года.
В 1906 году Вацлав Вондрич стал управляющим филиала L&K в Праге. Из-за туберкулеза ему пришлось положить свой гоночный шлем на полку еще до начала Первой мировой войны. Он оставался руководителем дилерского центра ŠKODA вплоть до начала 1940-х.